Губаха. Сайт. Горные лыжи и сноуборд

Документы, пресса.
Самоучитель горнолыжника - ИГРАЮЧИ ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ БУГРЫ ТЕХНИКОЙ АВАЛЬМАН

ИГРАЮЧИ ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ БУГРЫ ТЕХНИКОЙ АВАЛЬМАН

Вы умеете делать повороты на буграх с использованием группировки

Именно на буграх легче всего освоить авальман. Но на буграх также легко заучить неправильное исполнение движения. Прежде всего: перед тем как делать авальман, следует хорошо прочувствовать технику поворотов со складыванием (см. стр. 90). Этот тип поворота имеет двойное преимущество: во-первых, он приучает к широким, размашистым движениям сгибания-разгибания и, во-вторых, во время этих движений сохраняется постоянный контакт со снегом и равновесное положение тела (т. е. нормальная стойка), и это чувство равновесной опоры вам очень поможет при исполнении авальмана.

Техника авальмана на буграх

Прежде всего необходима достаточно большая скорость, ибо этот динамичный поворот невозможно выполнять на медленном спуске. На бугристом склоне средней крутизны развейте хорошую скорость. После завершения поворота выйдите в горизонтальный траверс. Заметьте несколько выше линии спуска достаточно выраженный бугор. До въезда на него в выпрямленном положении сделайте плавный предповорот и сгибание-разгибание с уколом обеими палками. Затем движением ввальмана вытолкните лыжи вперед-вверх по склону бугра с таким расчетом, чтобы подтягивание лыж завершилось как раз на его вершине. Вновь загрузите лыжи (в большей части внешнюю к повороту лыжу), и тогда начнется скольжение по дуге (рис. 124).

Рис. 124 При преодолении бугров на большой скорости — техника авальмана.

На резко выраженном профиле бугра, наклонив колено внутрь, ускорьте вращение внешней лыжи в конце аваль-маяа для того, чтобы она сцепилась кантом со снегом в начале дуги. В ходе поворота постепенно выпрямляйтесь. Это позволит вам сохранять прочную опору и закончить поворот в удобной для начала следующего поворота стойке.

На большей скорости движения вы можете почувствовать, как вас подкидывает на буграх. Не стоит беспокоиться. Просто выпрямитесь в воздухе и приготовьтесь опуститься на скат этого же бугра или на встречный уклон следующего бугра. Для амортизации удара согнитесь при приземлении и продолжайте движение дальше.

Авальман на тяжелых бугристых участках

Техника поворотов во многом схожа с техникой годиля-авальмана, описанного ранее. Для этих поворотов следует использовать небольшие выпо-лаживания между буграми, чтобы дать вертикальную опору лыжам при достаточно выпрямленном положении тела еще до того, как начнете выполнять авальман перед наездом на гребень следующего бугра. Гребень следует проходить в сильно согнутом положении. Распрямляться надо в то время, когда вы скатываетесь по бугру или же выезжаете в небольшую ложбинку, которая обычно разделяет соседние бугры. Достигнув нового выполаживания в выпрямленном положении, вновь обретите вертикальную опору в момент нанесения укола нижней палкой — снова авальман и так далее (рис. 125).

Рис. 125. Правильная техника авалъмана с максимальной амплитудой.

На задних скатах резко выраженных бугров на очень крутых склонах часто бывает невозможно тормозить из-за большой крутизны. И здесь только повороты авальманом позволяют лыжникам-виртуозам легко дефилировать по извилистым канавкам, разделяющим бугры.

Ошибочные движения авальмана на буграх

Встречаются ошибки двух типов. При медленном движении (рис. 126) некоторые лыжники при наезде на верхушку бугра наносят нижней палкой укол и выталкивают ступни по склону, приводя горны лыжи во вращение.

Рис. 126. Замедленное исполнение авальмана — ошибка.

Благодаря хорошей опоре на палку они не падают назад и быстро восстанавливают равновесие при торможении, которое производят горные лыжи, поставленные поперек движения. Такие повороты довольно легко выполняются на узко поставленных лыжах и внешне хорошо выглядят. Но они не приносят никакой пользы, если только лыжник не хочет привыкнуть к постоянно отклоненному назад положению тела. Такое положение часто приводит к полной потере реакции на лыжах (при облегчениях, закантоаках, прыжках с разворотом лыж и т. д.).

На большой скорости порочная техника авальмана представляет собой не что иное, как складывание (см. стр. 90), к которому добавлена стойка с постоянным наклоном тела назад. Через несколько поворотов лыжник почти не распрямляется или вовсе прекращает разгибаться. При наезде на бугор он не делает авальмана и часто даже не подтягивает ноги, как этого требует техника принятия группировки, а только расслабляет мышцы ног, которые поднимаются к туловищу, затем быстро разворачивает горные лыжи кататься, чтобы притормозить в задней стойке, и так катит до следующего бугра, который он проскакивает подобным же образом (рис. 127).

Рис. 127. Утрированное, неправильное исполнение авальмана.

Такой лыжник не скользит по буграм, а как бы соскакивает с одного бугра на другой. Даже у малоосведомленных он вместо восхищения вызывает по меньшей мере удивление.

ОТТАЧИВАЙТЕ ТЕХНИКУ СКОЛЬЖЕНИЯ В ПОВОРОТАХ

Техника ведения дуг поворота (рис. 128) и умение входить в поворот также отличают очень хорошего лыжника.

Рис. 128. На сильно изрытой трассе техника авальмана позволяет выполнять повороты, оставаясь в желобах, разделяющих бугры. На менее резких по профилю буграх техника авальмана позволяет делать широкие дуги по-воротов с опорой на скаты бугров.

В действительности способ начала поворота в трех случаях из четырех определяется тем, как намеревается лыжник вести лыжи в повороте: плоско или же резаным скольжением, на обеих лыжах или только на внешней лыже, в равновесной стойке или же в стойке с наклоном вперед или назад.

Почему следует придавать большое значение технике ведения дуги поворота? Да потому, что именно эта фаза включает в себя все проблемы горнолыжной техники. Любить горные лыжи — значит любить скользить. Если лыжи не идут строго" в направлении движения, если они разворачиваются поперек дугам или линии траверса, то перестают хорошо скользить, начинают тормозить, и вы не можете больше испытывать радости свободного скольжения. Спуски по одному и тому же склону тормозящими поворотами или закругленными поворотами в чистом скольжении вызывают у лыжника разные чувства, даже если скорость движения в обоих случаях одинакова. Один из моих студентов заметил, что, кроме того, при равной трате сил во втором случае можно проехать дистанцию в два раза длиннее. Если вы мне скажете, что зам безразлично, каким способом спускаться, и вас вполне устраивает любование красотой снежных гор и радость мышечного раскрепощения, то я могу ответить лишь одно: материал, который вы читаете, предназначен не для вас, а для тех лыжников, которые жаждут совершенствования.

Три части дуги поворота

Можно различать три части поворота, если речь идет о достаточно закругленном повороте; первая треть, непосредственно следующая за участком входа в поворот и почти достигающая направления линии ската; вторая треть, включающая участок пересечения линии ската; и последняя треть, которую будем называть участком выхода из поворота (рис. 129). На каждом из этих участков лыжи испытывают разную нагрузку.

Рис. 129. Составные части траектории полного поворота.

В первой трети действие центробежной силы, выталкивающей лыжника наружу поворота, частично нейтрализуется составляющей силой тяжести, направленной вниз по склону, т. е. внутрь поворота. В результате облегчается сцепление лыжи со снегом и уменьшается риск проскальзывания лыж, а стало быть, и торможения (исключение составляет тот случай, когда при резком начале поворота лыжи разворачиваются поперек движения).

Во второй трети приходится противостоять центробежной силе; вместе с тем чувствуется значительное ускорение вперед, которое помогает удерживать лыжи на дуге поворота. Две причины вызывают это ускорение. Во-первых, возрастающая крутизна спуска в этой части поворота достигает максимума на линии ската (в центре виража). Во-вторых, составляющая силы тяжести действует в направлении, близком к ходу движения.

Совсем другое происходит в последней трети поворота: составляющая силы тяжести добавляет свой эффект к действию центробежной силы и усиливает величину проскальзывания. Эффект торможения от этого проскальзывания тем больший, чем дальше лыжи отклоняются от направления линии ската (т. е. когда спуск становится более пологим, до выхода в траверс). Именно поэтому труднее всего провести без проскальзывания третью часть поворота. Это особенно заметно при плохом состоянии снега (лед, глубокий снег и др.) и в тех случаях, когда необходимо сильнее закруглять повороты. Совершенно очевидно, что при спусках с поворотами, немного отклоняющимися от линии ската, первая и последняя трети поворота практически исчезают и все технические проблемы этих поворотов сводятся, по существу, у проблемам средних третей закругленных поворотов (рис. 130).

Рис. 130. Структура крутых и отлогих сопряженных поворотов.

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ПЛОСКОЕ ВЕДЕНИЕ ЛЫЖ

Вам по душе свободные спуски расслабившись

В таком случае как можно чаще используйте плоское ведение лыж, особенно на мягком снегу, на пологих и средних склонах, а повороты делайте менее закругленными. Катайтесь в более выпрямленной, чем обычно, стойке и избегайте перегрузок. Подошвы лыж должны почти совсем плоско лежать на снегу, и очень важно держаться при этом в равновесном положении. Только при таком условии вы получите максимум эффекта от центра вращения лыж (см. стр. 78). Благодаря своей форме, распределению гибкости при сгибающих и скручивающих усилиях лыжи будут сами поворачиваться при малейших усилиях и чертить на снегу идеальную дугу, т. е. очень узкую с минимальным торможением. Контролируя это вращение, вы даже будете думать, что управляете своими лыжами с точностью до сантиметра с помощью самых небольших вращающих усилий ногами (см. биомеханический анализ винтового движения в конце книги).

Чтобы избежать случайного зацепления внешними кантами, что может произойти из-за очень сильного расслабления мышц ступни, держитесь в небольшом угловом положении (рис. 131).

Рис. 131. Плоское ведение лыж.

Но будьте осторожны: не допускайте чрезмерного наклона внутрь поворота, так как всякий излишний наклон грозит потерей равновесия и потому предполагает тормозящее соскальзывание. Не стоит поэтому спускаться полностью расслабленным, а точно в момент начала поворота делайте небольшое усилие для преимущественной загрузки в повороте внешней лыжи, даже если вы предпочитаете узкое ведение и у вас получаются безупречные дуги при одинаковой загрузке обеих лыж. Спуски в расслабленном состоянии без напряжения на плоско поставленных лыжах действительно легче выполняются при узком ведении. Это объясняется большей экономичностью движений. Вместе поставленные лыжи испытывают одновременные нагрузки со стороны микрорельефа склона, в то время как при более широком положении они воспринимают воздействие раздельно и для ведения в повороте требуют асимметричного мускульного напряжения. Контроль за ведением лыж в повороте также требует меньших мышечных усилий при узком положении (механизм винтового движения).

Используйте в первой трети поворота плоское ведение

В первой трети поворотов сильно закругленных дуг очень часто можно применять плоское ведение. Я объяснил, что силы, действующие на лыжи в этой части поворота, незначительны и не связаны с большой работой на снегу (за исключением очень крутых поворотов, где центробежная сила очень велика с самого начала). На хорошем, гладком снегу вращение лыж в плоском положении в первой трети поворота часто вызывает меньшее торможение, чем скольжение на кантах. Это преимущество можно использовать вплоть до пересечения линии ската, но никак не дальше. И только при очень специфичном состоянии снега (например, влажный, насыщенный водой снег), в котором опора на канты приводит к значительному торможению, имеет больший смысл завершать траекторию поворота на плоско поставленных лыжах, чем кантовать их для узкого ведения с торможением.

На мягком снегу и в отлогих виражах плоско ведите лыжи

Стремясь добиться максимального скольжения в отлогих поворотах на средних и пологих склонах, вы всегда должны осознать, имеет ли смысл вести лыжи плоско- на снегу, допуская небольшое проскальзывание, или же стоит вести лыжи на ребрах, когда затрачиваются усилия на подминание снега, а значит, и возникает торможение. Единственный критерий — лучшее скольжение. Часто необходимо по нескольку раз проходить одни и те же отрезки трассы слалома-гиганта разными способами, чтобы можно было установить, какая же техника лучше отвечает конкретным условиям трассы, состоянию снега, а также индивидуальным особенностям лыжников (ибо редко бывает, чтобы два лыжника в одинаковой степени владели двумя разными видами скольжения). Помимо того, возможны и спуски с грубыми ошибками, вынуждающими лыжников сильно тормозить при неправильно начатом скольжении.

Мне кажется, что на идеально мягком снегу при хорошем скольжении техника ведения на плоско поставленных лыжах может быть улучшена за счет совсем небольшого резаного скольжения на заднике лыжи. При выходе из поворота небольшая опора на кант внешней лыжи в задней стойке при несколько разведенном положении лыж, кажется, не только улучшает скольжение, но и хорошо подготавливает начало следующего поворота путем переноса веса тела на наружную в следующем повороте лыжу. Это движение дает еще больший эффект на спортивных трассах, где в конце виражей встречаются небольшие канавы.

<<< Предыдущая страница Следующая страница >>>

Прочитано: 5420 раз
[ Назад | Начало | Наверх ]
:: Copyright © www.gubaha.com, 2005-2024. Губаха - сайт об активном отдыхе, Пермский край ::
Новости, Погода, Фото, Видео, Форум, Прибытие, Проживание, Катание, Цены и другая информация
Генерация страницы: 0.057 сек. и 9 запросов к базе данных за 0.022 сек.